- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная
рабочая программа по физической культуре составлена на основе нормативных
документов:
-
Закона Российской Федерации № 273 фз от 29.12.2012 «Об образовании в РФ»;
-
Концепции модернизации Российского образования;
-
Концепции содержания непрерывного образования;
-
Программы по физической культуре для обучающихся 1-4 классов (авторы Т.В.
Петрова, Ю.А. Копылов, Н.В. Полянская, С.С. Петров, 2013).
Курс физической
культуры в начальных классах направлен на достижение следующей цели:
- формирование у
обучающихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой
самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности.
Основные задачи
курса физической культуры в начальных классах по данной программе сводятся к следующему:
-
укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и
повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
-
совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения
подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых
видов спорта;
-
формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни
человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической
подготовленности;
-
развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями,
подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;
-
обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными
показателями физического развития и физической подготовленности.
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
Цель школьного образования по физической
культуре – формирование физически разносторонне развитой личности, способной
активно и целенаправленно использовать ценности физической культуры для
укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой
деятельности и организации активного отдыха. В начальной школе данная цель
конкретизируется: учебный процесс направлен на формирование основ знаний в
области физической культуры, культуры движений, воспитание устойчивых навыков
выполнения основных двигательных действий, укрепления здоровья.
Генеральная цель физкультурного образования –
ориентация на формирование личности школьников средствами методами физической культуры, на овладение
универсальными жизненно важными двигательными действиями, на познание
окружающего мира.
Учебный предмет «Физическая культура» призван сформировать у обучающихся устойчивые
мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической
подготовленности, в целостном развитии физических и психических качеств,
творческом использовании средств физической культуры в организации здорового
образа жизни. В процессе освоения материала учебного предмета «Физическая
культура» обеспечивается формирование целостного представления о единстве
биологического психического и социального в человеке, законах и закономерностях
развития и совершенствования его психофизической природы.
Общая
цель обучения предмета «Физическая культура» в начальной школе –
формирование физической культуры личности школьника посредством освоения основ
содержания физкультурной деятельности с общеразвивающей направленностью. Курс
учебного предмета «Физическая культура» в начальной школе реализует
познавательную и социокультурную цели.
Познавательная
цель предполагает формирование у обучающихся
представлений о физической культуре как составляющей целостной научной картины
мира, ознакомление школьников с основными положениями науки о физической
культуре. Социокультурная цель подразумевает формирование компетенции
детей в области выполнения основных двигательных действий как показатели
физической культуры человека.
В соответствии с целями учебного предмета
«Физическая культура» формулируются его задачи:
·
формирование знаний о физической деятельности,
отражающих ее культурно-исторические, психолого-педагогические и
медико-биологические основы;
·
формирование базовых двигательных навыков и умений,
их вариативное использование в игровой деятельности и в самостоятельных
занятиях;
·
расширение двигательного опыта посредством
усложнения ранее освоенных двигательных действий и овладение новыми
двигательными действиями с повышенной координационной сложностью;
·
формирование навыков и умений выполнения физических
упражнений различной педагогической направленности, связанных с укреплением
здоровья, коррекции телосложения, правильной осанкой и культурой движения;
·
расширение функциональных возможностей разных систем
организма, повышение его адаптивных свойств за счет направленного развития
основных физических качеств и способностей;
·
формирование практических умений и навыков,
необходимых в организации самостоятельных занятий физическими упражнениями в их
оздоровительных и рекреативных формах, способствующих групповому взаимодействию
в процессе использования подвижных игр и элементов соревнования.
Сформулированные цели и задачи базируются на
требованиях к освоению содержания образования, указанных в федеральном
государственном образовательном стандарте начального общего образования и
отражают основные направления педагогического процесса формирования физической
культуры личности в ходе теоретической, практической и физической подготовки
обучающихся.
Для достижения планируемых результатов и реализации
поставленных целей решаются следующие практические задачи.
Формирование:
·
интереса обучающихся к занятиям физической
культурой, осознание красоты и эстетической ценности физической культуры,
гордости и уважения к системам национальной физической культуры;
·
умение выбирать средства физической культуры в
соответствии с различными целями, задачами и условиями; правильно выполнять
основные двигательные действия; самостоятельно заниматься физической культурой;
составлять элементарные комплексы для занятий физическими упражнениями
небольшого объема.
Воспитание:
·
позитивного эмоционально-ценностного отношения к
занятиям физической культурой;
·
потребности пользоваться всеми возможностями
физической культуры.
Обучение:
·
первоначальным знаниям о терминологии, средствах и
методах физической культуры.
- ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно учебному плану МБОУ «СШ №
14» на изучение физической культуры в 1
классе отводится 99 часов (3 часа в неделю, 33 учебные недели).
- ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Материал программы направлен на реализацию
приоритетной задачи образования –
формирование всесторонне гармонично развитой личности; на реализацию творческих
способностей обучающихся , их физическое совершенствование; на развитие
основных двигательных (физических) жизненно важных качеств; на формирование у
школьников научно обоснованного отношения к окружающему миру. В соответствии с
программой образовательный процесс в области физической культуры в начальной
школе должен быть ориентирован:
·
на развитие
основных физических качеств и повышение функциональных возможностей
организма;
·
на обогащение двигательного опыта физическим
упражнениями с общеразвивающей корригирующей направленностью, техническими
действиями базовых видов спорта;
·
на освоение знаний о физической культуре;
·
на обучение навыкам и умениям в
физкультурно-оздоровительной и спортивно- оздоровительной деятельности,
самостоятельной организации занятий физическими упражнениями.
- ЛИЧНОСТНЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Личностные результаты освоения содержания образования в области физической
культуры:
·
формирование
основ российской гражданской
идентичности, чувства гордости за свою родину, российский народ и
историю России, осознание своей этнической
и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального
российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных
ориентаций;
·
формирование
целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его ограниченном
единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
·
формирование
уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
·
овладение
начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
·
принятие
и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности
и формирование личностного смысла учения;
·
развитие
самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;
·
формирование
эстетических потребностей, ценностей и чувств;
·
развитие
этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей;
·
формирование
установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому
труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
Метапредметные результаты освоения содержания образования в области физической культуры:
·
овладение способностью принимать и сохранять цели и
задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
·
освоение способов решения проблем творческого и
поискового характера;
·
формирование умения планировать, контролировать и
оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
·
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха
учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха;
·
освоение начальных форм познавательной и личностной
рефлексии;
·
использование знаково-символических средств
представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов,
схем решения учебных и практических задач;
·
активное использование речевых средств
информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и
познавательных задач;
·
использование
различных способов поиска (в справочных источниках и сети интернет),
сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в
соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями
учебного предмета; в том числе вводить текст с помощью клавиатуры фиксировать
(записывать в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения,
звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио- видео- и графическим
сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и
этикета;
·
овладение навыками смыслового чтения текстов
различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание
в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и
письменной формах;
·
овладение логическими действиями сравнения, анализа,
синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей,
построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
·
готовность слушать собеседника и вести диалог;
готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою точку зрения и оценку событий;
·
определение общей цели и путей ее достижения; умение
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих;
·
готовность конструктивно разрешать конфликты
посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
·
овладение начальными сведениями о сущности и
особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных,
социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием
конкретного учебного предмета;
·
овладение базовыми предметными и межпредметными
понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и
процессами;
·
умение работать в материальной и информационной
среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в
соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты освоения содержания образования в области физической культуры:
·
формирование начальных представлений о значении
физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального
и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое,
интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о ее физической культуре и
здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
·
овладение умениями
организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня,
утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.);
·
формирование навыка систематического наблюдения за
своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, показателями
физического развития (длиной, массой тела и д.р.), показателями развития
основных двигательных качеств.
- СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
РАЗДЕЛ 1. ЗНАНИЯ О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Понятие
о физической культуре. Зарождение и развитие физической культуры. Связь
физической культуры с трудовой и военной деятельностью.
Внешнее
строение человека.
РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Правильный
режим дня (соблюдение, планирование).Здоровое питание. Правила личной гигиены.
РАЗДЕЛ 3. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ФИЗИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ И
ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬЮ
Простейшие навыки
контроля самочувствия.
РАЗДЕЛ 4. ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Физические
упражнения для утренней гигиенической гимнастики, физкультминуток. Упражнения
для снятия утомления глаз и профилактики нарушения зрения.
РАЗДЕЛ 5.
СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Строевые
упражнения и строевые приемы.
Легкая атлетика. Беговые упражнения: с высоким
подниманием бедра, прыжками и ускорением, с изменяющимся направлением движения,
из разных исходных положений; челночный бег; высокий старт с последующим
ускорением.
Прыжковые
упражнения:
на одной ноге двух ногах на месте и с продвижением; в длину с места.
Броски: бросание малого и
большого мяча, метания, подбрасывания, броски из разных положений и ловля мяча.
Метание: малого мяча в
вертикальную цель.
Гимнастика с
основами акробатики: Организующие
команды и приемы: строевые
действия в шеренге и колонне; выполнение строевых команд («Становись!»,
«Смирно!», «Равняйсь!», «Разойдись!»).
Строевые
упражнения и строевые приемы: основная стойка, стойка ноги врозь,
положения рук, положения ног, стойка на носках.
Акробатические
упражнения: упоры;
седы; упражнения в группировке; перекаты; стойка на лопатках; кувырки вперед.
Упражнения на
низкой гимнастической перекладине: висы.
Гимнастические
упражнения прикладного характера: прыжки со скакалкой: передвижение по
гимнастической стенке; преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и
перелезания, переползания, передвижение по наклонной гимнастической скамейке.
Лыжные гонки.
Передвижение на
лыжах:
ступающий и скользящий лыжные ходы, повороты.
Подвижные игры и спортивные
игры.
На материале
легкой атлетики:
прыжки, бег, метания и броски; упражнения на координацию, выносливость и быстроту.
На материале
гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых
упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и быстроту.
На материале
лыжной подготовки: эстафеты в передвижении на лыжах, упражнения на
выносливость и координацию.
- ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА
В результате освоения предлагаемой
программы учебного предмета «Физическая культура» обучающиеся, закончившие этап
начального обучения, должны:
называть,
описывать и раскрывать:
·
роль
и значение занятий физическими упражнениями в жизни младшего школьника;
·
значение
правильного режима дня, правильного питания, процедур закаливания, утренней
гигиенической гимнастики, физкультурных пауз в течении учебного дня;
·
значение
физической нагрузки и способы ее регулирования;
·
причины
возникновения травм во время занятий физическими упражнениями, профилактику
травматизма;
уметь:
·
выполнять предложенные комплексы упражнений для
утренней гигиенической гимнастики, физкультминуток;
·
выполнять
упражнения и простейшие акробатические и гимнастические комбинации, упражнения
легкой атлетики;
·
выполнять
двигательные действия при передвижении на лыжах (при соответствии климатических
условий требованиям к организации лыжной подготовки);
·
участвовать
в подвижных играх и организовывать подвижные игры со сверстниками, оценивать
результаты подвижных игр;
·
организовывать
и соблюдать правильный режим дня.
При организации учебного процесса
необходимо включать мероприятия, которые помогли бы уменьшить неблагоприятное
воздействие значительной учебной нагрузки на организм ребенка. В основу
рационального режима дня школьника должно быть положено чередование различных
видов деятельности.
- СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Критерии и нормы
оценки знаний обучающихся
При оценивании
успеваемости учитываются индивидуальные возможности, уровень физического
развития и двигательные
возможности, последствия заболеваний учащихся.
Классификация
ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Мелкими ошибками считаются такие,
которые не влияют на качество и результат выполнения. К мелким ошибкам в
основном относятся неточность отталкивания, нарушение ритма, неправильное
исходное положение, «заступ» при приземлении.
Значительные
ошибки -
это такие, которые не вызывают особого искажения структуры движений, но влияют
на качество выполнения, хотя количественный показатель ниже предполагаемого.
К значительным
ошибкам относятся:
- старт не из
требуемого положения;
- бросок мяча в
кольцо, метание в цель с наличием дополнительных движений;
- несинхронность
выполнения упражнения.
Грубые ошибки - это такие,
которые искажают технику движения, влияют на качество и результат выполнения
упражнения.
Характеристика
цифровой оценки (отметки)
Оценка «5» выставляется за
качественное выполнение упражнений, допускается наличие мелких ошибок.
Оценка «4» выставляется, если
допущено не более одной значительной ошибки и несколько мелких.
Оценка «3» выставляется, если
допущены две значительные ошибки и несколько грубых.
Но ученик при
повторных выполнениях может улучшить результат.
Оценка «2» выставляется, если
упражнение просто не выполнено. Причиной невыполнения является наличие грубых
ошибок.
В 1 классах оценка за технику ставится лишь при
выполнении упражнений в равновесии, лазанье, с элементами акробатики, при
построениях, перестроениях, ходьбе. В остальных видах (бег, прыжки, метание,
броски, ходьба) необходимо учитывать результат: секунды, количество, длину,
высоту.
Уровень физической подготовленности 1
класс
Контрольные
упражнения
|
Уровень
|
|||||
Высокий
«5»
|
Средний
«4»
|
Низкий
«3»
|
Высокий
«5»
|
Средний
«4»
|
Низкий
«3»
|
|
Мальчики
|
Девочки
|
|||||
Подтягивание на
низкой
перекладине из
виса
лежа, кол-во раз
|
11 -
12
|
9 -
10
|
7 –
8
|
9 -
10
|
7 -
8
|
5 -
6
|
Прыжок в длину
с места, см
|
118
- 120
|
115
- 117
|
105
- 114
|
116
- 118
|
113
- 115
|
95 -
112
|
Наклон вперед,
не сгибая ног
в коленях
|
Коснуться
лбом
коленей
|
Коснуться
ладонями
пола
|
Коснуться
пальцами
пола
|
Коснуться
лбом
коленей
|
Коснуться
ладонями
пола
|
Коснуться
пальцами
пола
|
Бег 30 м с высокого
старта, с
|
6,2
– 6,0
|
6,7
– 6,3
|
7,2
– 7,0
|
6,3
– 6,1
|
6,9
– 6,5
|
7,2
– 7,0
|
Бег 100 м
|
Без
учета времени
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий