Рабочие программы



  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа по физической культуре составлена на основе нормативных документов:
- Закона Российской Федерации № 273 фз от 29.12.2012 «Об образовании в РФ»;
- Концепции модернизации Российского образования;
- Концепции содержания непрерывного образования;
- Программы по физической культуре для обучающихся 1-4 классов (авторы Т.В. Петрова, Ю.А. Копылов, Н.В. Полянская, С.С. Петров, 2013).
Курс физической культуры в начальных классах направлен на достижение следующей цели:
- формирование у обучающихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности.
Основные задачи курса физической культуры в начальных классах по данной программе сводятся к следующему:
- укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
- совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;
- формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
- развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;
- обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

Цель школьного образования по физической культуре – формирование физически разносторонне развитой личности, способной активно и целенаправленно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. В начальной школе данная цель конкретизируется: учебный процесс направлен на формирование основ знаний в области физической культуры, культуры движений, воспитание устойчивых навыков выполнения основных двигательных действий, укрепления здоровья. 
Генеральная цель физкультурного образования – ориентация на формирование личности школьников средствами  методами физической культуры, на овладение универсальными жизненно важными двигательными действиями, на познание окружающего мира.
Учебный предмет «Физическая культура»  призван сформировать у обучающихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, в целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В процессе освоения материала учебного предмета «Физическая культура» обеспечивается формирование целостного представления о единстве биологического психического и социального в человеке, законах и закономерностях развития и совершенствования его психофизической природы.
Общая цель обучения предмета «Физическая культура» в начальной школе – формирование физической культуры личности школьника посредством освоения основ содержания физкультурной деятельности с общеразвивающей направленностью. Курс учебного предмета «Физическая культура» в начальной школе реализует познавательную и социокультурную цели.
Познавательная цель предполагает формирование у обучающихся представлений о физической культуре как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление школьников с основными положениями науки о физической культуре. Социокультурная цель подразумевает формирование компетенции детей в области выполнения основных двигательных действий как показатели физической культуры человека.
В соответствии с целями учебного предмета «Физическая культура» формулируются его задачи:
·                    формирование знаний о физической деятельности, отражающих ее культурно-исторические, психолого-педагогические и медико-биологические основы;
·                    формирование базовых двигательных навыков и умений, их вариативное использование в игровой деятельности и в самостоятельных занятиях;
·                    расширение двигательного опыта посредством усложнения ранее освоенных двигательных действий и овладение новыми двигательными действиями с повышенной координационной сложностью;
·                    формирование навыков и умений выполнения физических упражнений различной педагогической направленности, связанных с укреплением здоровья, коррекции телосложения, правильной осанкой и культурой движения;
·                    расширение функциональных возможностей разных систем организма, повышение его адаптивных свойств за счет направленного развития основных физических качеств и способностей;
·                    формирование практических умений и навыков, необходимых в организации самостоятельных занятий физическими упражнениями в их оздоровительных и рекреативных формах, способствующих групповому взаимодействию в процессе использования подвижных игр и элементов соревнования.
Сформулированные цели и задачи базируются на требованиях к освоению содержания образования, указанных в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования и отражают основные направления педагогического процесса формирования физической культуры личности в ходе теоретической, практической и физической подготовки обучающихся.
Для достижения планируемых результатов и реализации поставленных целей решаются следующие практические задачи.
Формирование:
·         интереса обучающихся к занятиям физической культурой, осознание красоты и эстетической ценности физической культуры, гордости и уважения к системам национальной физической культуры;
·         умение выбирать средства физической культуры в соответствии с различными целями, задачами и условиями; правильно выполнять основные двигательные действия; самостоятельно заниматься физической культурой; составлять элементарные комплексы для занятий физическими упражнениями небольшого объема.
Воспитание:
·         позитивного эмоционально-ценностного отношения к занятиям физической культурой;
·         потребности пользоваться всеми возможностями физической культуры.
Обучение:
·         первоначальным знаниям о терминологии, средствах и методах физической культуры.


  1. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

      Согласно учебному плану МБОУ «СШ № 14»  на изучение физической культуры в 1 классе отводится 99 часов (3 часа в неделю, 33 учебные недели).

  1. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Материал программы направлен на реализацию приоритетной задачи  образования – формирование всесторонне гармонично развитой личности; на реализацию творческих способностей обучающихся , их физическое совершенствование; на развитие основных двигательных (физических) жизненно важных качеств; на формирование у школьников научно обоснованного отношения к окружающему миру. В соответствии с программой образовательный процесс в области физической культуры в начальной школе должен быть ориентирован:
·                    на развитие  основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
·                    на обогащение двигательного опыта физическим упражнениями с общеразвивающей корригирующей направленностью, техническими действиями базовых видов спорта;
·                    на освоение знаний о физической культуре;
·                    на обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно- оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями.

  1. ЛИЧНОСТНЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

        Личностные результаты освоения  содержания образования в области физической культуры:
·                    формирование основ российской гражданской  идентичности, чувства гордости за свою родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической  и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
·                    формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
·                    формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
·                    овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
·                    принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
·                    развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
·                    формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
·                    развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
·                    формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения содержания образования в области физической культуры:
·                    овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
·                    освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
·                    формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
·                    формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
·                    освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
·                    использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
·                    активное использование речевых средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
·                    использование  различных способов поиска (в справочных источниках и сети интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе вводить текст с помощью клавиатуры фиксировать (записывать в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио- видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
·                    овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями  и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
·                    овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий  и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
·                    готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий;
·                    определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
·                    готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
·                    овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
·                    овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
·                    умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты освоения содержания образования в области физической культуры:
·                    формирование начальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о ее физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
·                    овладение умениями  организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.);
·                    формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, показателями физического развития (длиной, массой тела и д.р.), показателями развития основных двигательных качеств.

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

РАЗДЕЛ 1. ЗНАНИЯ О ФИЗИЧЕСКОЙ  КУЛЬТУРЕ

Понятие о физической культуре. Зарождение и развитие физической культуры. Связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью. 
Внешнее строение человека.

РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Правильный режим дня (соблюдение, планирование).Здоровое питание. Правила личной гигиены.

РАЗДЕЛ 3. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ФИЗИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬЮ

Простейшие навыки контроля самочувствия.

РАЗДЕЛ 4. ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Физические упражнения для утренней гигиенической гимнастики, физкультминуток. Упражнения для снятия утомления глаз и профилактики нарушения зрения.

РАЗДЕЛ 5. СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Строевые упражнения и строевые приемы.
Легкая атлетика. Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, прыжками и ускорением, с изменяющимся направлением движения, из разных исходных положений; челночный бег; высокий старт с последующим ускорением.
Прыжковые упражнения: на одной ноге двух ногах на месте и с продвижением; в длину с места.
Броски: бросание малого и большого мяча, метания, подбрасывания, броски из разных положений и ловля мяча.
Метание: малого мяча в вертикальную цель.
Гимнастика с основами акробатики: Организующие команды и приемы: строевые действия в шеренге и колонне; выполнение строевых команд («Становись!», «Смирно!», «Равняйсь!», «Разойдись!»).
Строевые упражнения и строевые приемы: основная стойка, стойка ноги врозь, положения рук, положения ног, стойка на носках.
Акробатические упражнения: упоры; седы; упражнения в группировке; перекаты; стойка на лопатках; кувырки вперед.
Упражнения на низкой гимнастической перекладине: висы.
Гимнастические упражнения прикладного характера: прыжки со скакалкой: передвижение по гимнастической стенке; преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и перелезания, переползания, передвижение по наклонной гимнастической скамейке.
Лыжные гонки.
Передвижение на лыжах: ступающий и скользящий лыжные ходы, повороты.
Подвижные игры и спортивные игры.
На материале легкой атлетики: прыжки, бег, метания и броски; упражнения на координацию, выносливость и быстроту.
На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и быстроту.
На материале лыжной подготовки: эстафеты в передвижении на лыжах, упражнения на выносливость и координацию.

  1. ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА

       В результате освоения предлагаемой программы учебного предмета «Физическая культура» обучающиеся, закончившие этап начального обучения, должны:
    называть, описывать и раскрывать:
·                    роль и значение занятий физическими упражнениями в жизни младшего школьника;
·                    значение правильного режима дня, правильного питания, процедур закаливания, утренней гигиенической гимнастики, физкультурных пауз в течении учебного дня;
·                    значение физической нагрузки и способы ее регулирования;
·                    причины возникновения травм во время занятий физическими упражнениями, профилактику травматизма;
уметь:
·                    выполнять  предложенные комплексы упражнений для утренней гигиенической гимнастики, физкультминуток;
·                    выполнять упражнения и простейшие акробатические и гимнастические комбинации, упражнения легкой атлетики;
·                    выполнять двигательные действия при передвижении на лыжах (при соответствии климатических условий требованиям к организации лыжной подготовки);
·                    участвовать в подвижных играх и организовывать подвижные игры со сверстниками, оценивать результаты подвижных игр;
·                    организовывать и соблюдать правильный  режим дня.
       При организации учебного процесса необходимо включать мероприятия, которые помогли бы уменьшить неблагоприятное воздействие значительной учебной нагрузки на организм ребенка. В основу рационального режима дня школьника должно быть положено чередование различных видов деятельности.

  1. СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
При оценивании успеваемости учитываются индивидуальные возможности, уровень физического развития и двигательные возможности, последствия заболеваний учащихся.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Мелкими ошибками считаются такие, которые не влияют на качество и результат выполнения. К мелким ошибкам в основном относятся неточность отталкивания, нарушение ритма, неправильное исходное положение, «заступ» при приземлении.
Значительные ошибки - это такие, которые не вызывают особого искажения структуры движений, но влияют на качество выполнения, хотя количественный показатель ниже предполагаемого.
К значительным ошибкам относятся:
- старт не из требуемого положения;
- бросок мяча в кольцо, метание в цель с наличием дополнительных движений;
- несинхронность выполнения упражнения.
Грубые ошибки - это такие, которые искажают технику движения, влияют на качество и результат выполнения упражнения.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
Оценка «5» выставляется за качественное выполнение упражнений, допускается наличие мелких ошибок.
Оценка «4» выставляется, если допущено не более одной значительной ошибки и несколько мелких.
Оценка «3» выставляется, если допущены две значительные ошибки и несколько грубых.
Но ученик при повторных выполнениях может улучшить результат.
Оценка «2» выставляется, если упражнение просто не выполнено. Причиной невыполнения является наличие грубых ошибок.
В 1  классах оценка за технику ставится лишь при выполнении упражнений в равновесии, лазанье, с элементами акробатики, при построениях, перестроениях, ходьбе. В остальных видах (бег, прыжки, метание, броски, ходьба) необходимо учитывать результат: секунды, количество, длину, высоту.

Уровень физической подготовленности 1 класс

Контрольные
упражнения
Уровень
Высокий «5»
Средний «4»
Низкий «3»
Высокий «5»
Средний «4»
Низкий «3»

Мальчики

Девочки
Подтягивание на низкой
перекладине из виса
лежа, кол-во раз
11 - 12
9 - 10
7 – 8
9 - 10
7 - 8
5 - 6
Прыжок в длину
с места, см
118 - 120
115 - 117
105 - 114
116 - 118
113 - 115
95 - 112
Наклон вперед,
не сгибая ног
в коленях
Коснуться
лбом коленей
Коснуться
ладонями
пола
Коснуться
пальцами
пола
Коснуться
лбом коленей
Коснуться
ладонями
пола
Коснуться
пальцами
пола
Бег 30 м с высокого
старта, с
6,2 – 6,0
6,7 – 6,3
7,2 – 7,0
6,3 – 6,1
6,9 – 6,5
7,2 – 7,0
Бег 100 м
Без учета времени

Комментариев нет:

Отправить комментарий