- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная
рабочая программа по физической культуре составлена на основе нормативных
документов:
- Закона Российской Федерации
«Об образовании в РФ»;
-
Концепции модернизации Российского образования;
-
Концепции содержания непрерывного образования;
-
Программы по физической культуре для обучающихся 1-4 классов (авторы Т.В.
Петрова, Ю.А. Копылов, Н.В. Полянская, С.С. Петров, 2013).
Курс физической
культуры в начальных классах направлен на достижение следующей цели:
- формирование у
обучающихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой
самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности.
Основные задачи
курса физической культуры в начальных классах по данной программе сводятся к
следующему:
-
укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и
повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
-
совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения
подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых
видов спорта;
-
формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни
человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической
подготовленности;
-
развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями,
подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;
-
обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными
показателями физического развития и физической подготовленности.
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
Цель школьного образования по физической
культуре – формирование физически разносторонне развитой личности, способной
активно и целенаправленно использовать ценности физической культуры для
укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой
деятельности и организации активного отдыха. В начальной школе данная цель
конкретизируется: учебный процесс направлен на формирование основ знаний в
области физической культуры, культуры движений, воспитание устойчивых навыков
выполнения основных двигательных действий, укрепления здоровья.
Генеральная цель физкультурного образования –
ориентация на формирование личности школьников средствами методами физической культуры, на овладение
универсальными жизненно важными двигательными действиями, на познание
окружающего мира.
Учебный предмет «Физическая культура» призван сформировать у обучающихся устойчивые
мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической
подготовленности, в целостном развитии физических и психических качеств,
творческом использовании средств физической культуры в организации здорового
образа жизни. В процессе освоения материала учебного предмета «Физическая
культура» обеспечивается формирование целостного представления о единстве
биологического психического и социального в человеке, законах и закономерностях
развития и совершенствования его психофизической природы.
Общая
цель обучения предмета «Физическая культура» в начальной школе –
формирование физической культуры личности школьника посредством освоения основ
содержания физкультурной деятельности с общеразвивающей направленностью. Курс
учебного предмета «Физическая культура» в начальной школе реализует
познавательную и социокультурную цели.
Познавательная
цель предполагает формирование у обучающихся
представлений о физической культуре как составляющей целостной научной картины
мира, ознакомление школьников с основными положениями науки о физической
культуре. Социокультурная цель подразумевает формирование компетенции
детей в области выполнения основных двигательных действий как показатели
физической культуры человека.
В соответствии с целями учебного предмета
«Физическая культура» формулируются его задачи:
·
формирование знаний о физической деятельности,
отражающих ее культурно-исторические, психолого-педагогические и
медико-биологические основы;
·
формирование базовых двигательных навыков и умений,
их вариативное использование в игровой деятельности и в самостоятельных
занятиях;
·
расширение двигательного опыта посредством
усложнения ранее освоенных двигательных действий и овладение новыми
двигательными действиями с повышенной координационной сложностью;
·
формирование навыков и умений выполнения физических
упражнений различной педагогической направленности, связанных с укреплением
здоровья, коррекции телосложения, правильной осанкой и культурой движения;
·
расширение функциональных возможностей разных систем
организма, повышение его адаптивных свойств за счет направленного развития
основных физических качеств и способностей;
·
формирование практических умений и навыков,
необходимых в организации самостоятельных занятий физическими упражнениями в их
оздоровительных и рекреативных формах, способствующих групповому взаимодействию
в процессе использования подвижных игр и элементов соревнования.
Сформулированные цели и задачи базируются на
требованиях к освоению содержания образования, указанных в федеральном
государственном образовательном стандарте начального общего образования и
отражают основные направления педагогического процесса формирования физической
культуры личности в ходе теоретической, практической и физической подготовки
обучающихся.
Для достижения планируемых результатов и реализации
поставленных целей решаются следующие практические задачи.
Формирование:
·
интереса обучающихся к занятиям физической
культурой, осознание красоты и эстетической ценности физической культуры,
гордости и уважения к системам национальной физической культуры;
·
умение выбирать средства физической культуры в
соответствии с различными целями, задачами и условиями; правильно выполнять
основные двигательные действия; самостоятельно заниматься физической культурой;
составлять элементарные комплексы для занятий физическими упражнениями
небольшого объема.
Воспитание:
·
позитивного эмоционально-ценностного отношения к
занятиям физической культурой;
·
потребности пользоваться всеми возможностями
физической культуры.
Обучение:
·
первоначальным знаниям о терминологии, средствах и
методах физической культуры.
- ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно учебному плану МБОУ «СШ № 14» на изучение учебного предмета «Физическая
культура» в 4 классах отводится 102 часа (3 часа в неделю, 34 учебные недели).
- ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Материал программы направлен на реализацию
приоритетной задачи образования –
формирование всесторонне гармонично развитой личности; на реализацию творческих
способностей обучающихся , их физическое совершенствование; на развитие
основных двигательных (физических) жизненно важных качеств; на формирование у
школьников научно обоснованного отношения к окружающему миру. В соответствии с
программой образовательный процесс в области физической культуры в начальной
школе должен быть ориентирован:
·
на развитие
основных физических качеств и повышение функциональных возможностей
организма;
·
на обогащение двигательного опыта физическим
упражнениями с общеразвивающей корригирующей направленностью, техническими
действиями базовых видов спорта;
·
на освоение знаний о физической культуре;
·
на обучение навыкам и умениям в
физкультурно-оздоровительной и спортивно- оздоровительной деятельности,
самостоятельной организации занятий физическими упражнениями.
- ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты освоения содержания образования в области физической
культуры:
·
формирование
основ российской гражданской
идентичности, чувства гордости за свою родину, российский народ и
историю России, осознание своей этнической
и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального
российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных
ориентаций;
·
формирование
целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его ограниченном
единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
·
формирование
уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
·
овладение
начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
·
принятие
и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности
и формирование личностного смысла учения;
·
развитие
самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;
·
формирование
эстетических потребностей, ценностей и чувств;
·
развитие
этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей;
·
формирование
установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому
труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
Метапредметные результаты освоения содержания образования в области физической культуры:
·
овладение способностью принимать и сохранять цели и
задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
·
освоение способов решения проблем творческого и
поискового характера;
·
формирование умения планировать, контролировать и
оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
·
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха
учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха;
·
освоение начальных форм познавательной и личностной
рефлексии;
·
использование знаково-символических средств
представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов,
схем решения учебных и практических задач;
·
активное использование речевых средств информационных
и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных
задач;
·
использование
различных способов поиска (в справочных источниках и сети интернет),
сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в
соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями
учебного предмета; в том числе вводить текст с помощью клавиатуры фиксировать
(записывать в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения,
звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио- видео- и графическим
сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и
этикета;
·
овладение навыками смыслового чтения текстов
различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое
высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в
устной и письменной формах;
·
овладение логическими действиями сравнения, анализа,
синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей,
построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
·
готовность слушать собеседника и вести диалог;
готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою точку зрения и оценку событий;
·
определение общей цели и путей ее достижения; умение
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих;
·
готовность конструктивно разрешать конфликты
посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
·
овладение начальными сведениями о сущности и
особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных,
социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием
конкретного учебного предмета;
·
овладение базовыми предметными и межпредметными
понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и
процессами;
·
умение работать в материальной и информационной
среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в
соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты освоения содержания образования в области физической культуры:
·
формирование начальных представлений о значении
физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального
и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое,
интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о ее физической культуре и
здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
·
овладение умениями
организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня,
утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.);
·
формирование навыка систематического наблюдения за
своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, показателями
физического развития (длиной, массой тела и д.р.), показателями развития
основных двигательных качеств.
- СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
РАЗДЕЛ 1. ЗНАНИЯ О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Понятие
о физической культуре. Зарождение и развитие физической культуры. Связь
физической культуры с трудовой и военной деятельностью. Физическая культура
народов разных стран. История физической культуры в России. Связь физической
культуры с природными, географическими
особенностями, традициями и обычаями страны.
Олимпийские
игры. История появления Олимпийских игр. Возрождение Олимпийских игр. Важнейшие
символы Олимпийских игр.
Внешнее
строение человека. Опорно-двигательная система человека (общая характеристика,
скелет и мышцы человека, суставы, сухожилия). Осанка человека. Стопа человека.
Предупреждение травматизма во время занятий физическими упражнениями.
Дыхательная система человека. Профилактика заболеваний органов дыхания.
Подбор
одежды, обуви и инвентаря для занятий физическими упражнениями.
Терминология
гимнастических упражнений.
Способы
передвижения человека (выносливость, сила, быстрота, гибкость, ловкость).
РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Правильный
режим дня (соблюдение, планирование).Здоровое питание. Утренняя гигиеническая
гимнастика. Физкультминутки. Закаливание. Профилактика нарушений зрения.
Массаж. Правила личной гигиены.
РАЗДЕЛ 3. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ФИЗИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ И
ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬЮ
Простейшие навыки
контроля самочувствия. Измерение сердечного пульса (чистоты сердечных
сокращений). Измерение длины массы тела. Оценка состояния дыхательной системы.
Оценка правильной осанки. Оценка основных двигательных качеств.
РАЗДЕЛ 4. ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Физические
упражнения для утренней гигиенической гимнастики, физкультминуток, профилактики
нарушения осанки, профилактики плоскостопия. Комплекс упражнений для развития
основных двигательных качеств, тренировка дыхания. Упражнения для снятия
утомления глаз и профилактики нарушения зрения. Упражнения для расслабления
мышц. Упражнения для успокоения (психорегуляции).
РАЗДЕЛ 5.
СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Строевые
упражнения и строевые приемы.
Легкая
атлетика (беговые и прыжковые упражнения, бросание малого и большого мяча,
метания).
Гимнастика
с основами акробатики (лазание, перелезание, ползание, висы и упоры,
акробатические упражнения, снарядная гимнастика, кувырки, перекаты).
Лыжная
подготовка (лыжные ходы, повороты, подъемы, спуски).
Подвижные
игры (на свежем воздухе и в помещении), спортивные игры (футбол, волейбол,
баскетбол).
- ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА
В результате освоения предлагаемой
программы учебного предмета «Физическая культура» обучающиеся, закончившие этап
начального обучения, должны:
называть,
описывать и раскрывать:
·
роль
и значение занятий физическими упражнениями в жизни младшего школьника;
·
значение
правильного режима дня, правильного питания, процедур закаливания, утренней
гигиенической гимнастики, физкультурных пауз в течении учебного дня;
·
связь
физической подготовки с развитием двигательных качеств, опорно-двигательной ,
дыхательной и кровеносной систем;
·
значение
физической нагрузки и способы ее регулирования;
·
причины
возникновения травм во время занятий физическими упражнениями, профилактику
травматизма;
уметь:
·
выполнять
упражнения для профилактики нарушений осанки, плоскостопия, зрения;
·
выполнять
упражнения дыхательной гимнастики, психорегуляции;
·
составлять
при помощи взрослых индивидуальные комплексы упражнений для самостоятельных
занятий физической культурой;
·
варьировать
предложенные комплексы упражнений для утренней гигиенической гимнастики,
физкультминуток;
·
выполнять
упражнения и простейшие акробатические и гимнастические комбинации, упражнения
легкой атлетики;
·
выполнять
двигательные действия при передвижении на лыжах (при соответствии климатических
условий требованиям к организации лыжной подготовки);
·
участвовать
в подвижных играх и организовывать подвижные игры со сверстниками, оценивать
результаты подвижных игр;
·
выполнять игровые действия в футболе, баскетболе и
волейболе, играть по упрощенным правилам;
·
организовывать
и соблюдать правильный режим дня;
·
подсчитывать частоту сердечных сокращений и
дыхательных движений для контроля состояния организма во время занятий физическими
упражнениями;
·
измерять
собственную массу и длину тела;
·
оказывать
доврачебную помощь при легких травмах опорно-двигательного аппарата и кожных
покровов.
При организации учебного процесса
необходимо включать мероприятия, которые помогли бы уменьшить неблагоприятное
воздействие значительной учебной нагрузки на организм ребенка. В основу
рационального режима дня школьника должно быть положено чередование различных
видов деятельности.
- СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Критерии и нормы
оценки знаний обучающихся
При оценивании
успеваемости учитываются индивидуальные возможности, уровень физического
развития и двигательные
возможности, последствия заболеваний учащихся.
Классификация
ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Мелкими ошибками считаются такие,
которые не влияют на качество и результат выполнения. К мелким ошибкам в
основном относятся неточность отталкивания, нарушение ритма, неправильное
исходное положение, «заступ» при приземлении.
Значительные
ошибки -
это такие, которые не вызывают особого искажения структуры движений, но влияют
на качество выполнения, хотя количественный показатель ниже предполагаемого.
К значительным
ошибкам относятся:
- старт не из
требуемого положения;
- отталкивание
далеко от планки при выполнении прыжков в длину, высоту;
- бросок мяча в
кольцо, метание в цель с наличием дополнительных движений;
- несинхронность
выполнения упражнения.
Грубые ошибки - это такие,
которые искажают технику движения, влияют на качество и результат выполнения
упражнения.
Характеристика
цифровой оценки (отметки)
Оценка «5» выставляется за
качественное выполнение упражнений, допускается наличие мелких ошибок.
Оценка «4» выставляется, если
допущено не более одной значительной ошибки и несколько мелких.
Оценка «3» выставляется, если
допущены две значительные ошибки и несколько грубых.
Но ученик при
повторных выполнениях может улучшить результат.
Оценка «2» выставляется, если
упражнение просто не выполнено. Причиной невыполнения является наличие грубых
ошибок.
В 4-ых классах оценка за технику ставится лишь при
выполнении упражнений в равновесии, лазанье, с элементами акробатики, при
построениях, перестроениях, ходьбе. В остальных видах (бег, прыжки, метание,
броски, ходьба) необходимо учитывать результат: секунды, количество, длину,
высоту.
Уровень физической подготовленности 4
класс
Контрольные
упражнения
|
Уровень
|
|||||
Высокий
«5»
|
Средний
«4»
|
Низкий
«3»
|
Высокий «5
|
Средний
«4»
|
Низкий
«3»
|
|
Мальчики
|
Девочки
|
|||||
Подтягивание
в висе (кол- во раз)
|
6
|
4
|
3
|
|||
Подтягивание
в висе лежа, согнувшись (кол-во раз)
|
18
|
15
|
10
|
|||
Бег
60 м с высокого старт (сек)
|
10.0
|
10.8
|
11.0
|
10.3
|
11.0
|
11.5
|
Бег 1000 м (мин)
|
4.30
|
5.00
|
5.30
|
5.00
|
5.40
|
6.30
|
Ходьба
на лыжах 1 км, (мин.)
|
7.00
|
7.30
|
8.00
|
7.30
|
8.00
|
8.30
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий